top of page

Как найти идеального руководителя отдела продаж: пошаговый разбор эффективного собеседования

Фото автора: Dozortsev VadimDozortsev Vadim


Найм руководителя отдела продаж — это не просто закрытие вакансии, а стратегический шаг, который может существенно повлиять на доход компании.

Как провести цикл собеседований так, чтобы понять, действительно ли перед вами сильный лидер, способный вести сейлс команду к амбициозным целям, мотивировать сотрудников и достигать финансовых показателей так необходимых компании? Разбираем процесс по шагам.


1. Подготовка: какой кандидат вам нужен?

Перед тем как начинать поиск, определите ключевые критерии для кандидата. Задайте себе вопросы:

  1. Какие результаты вы ожидаете от руководителя продаж в первые 6, 12 месяцев?

  2. Какие компетенции для вас критически важны: стратегическое мышление, навыки выстраивания процессов, умение формировать и добиваться достижения планов и KPI, способности к наставничеству и мотивации подчиненных?

  3. На какие компромиссы по недостающим компетенциям Вы готовы, чтобы в последствии дать возможность кандидату их развить?

  4. Какой у вас стиль корпоративной культуры, и каким должен быть лидер, чтобы в нее вписаться?


💡 Совет: Составьте не просто список требований, а кейсы, которые позволят на собеседовании проверить ключевые навыки кандидата (см. пункт 3. Как проверить стиль мышления и руководства.)


Примеры кейсов:

«Ваша компания продает B2B-решение, и в последние три месяца продажи просели на 17%.  Как вы будете разбираться в причинах и какие действия по результатам анализа можете предпринять?»


«Вы — руководитель отдела продаж. Ваш ведущий менеджер приносит компании 25% выручки, но конфликтует с коллегами, нарушает внутренние процессы и демотивирует команду. Жалобы на него поступают регулярно, но его личные продажи остаются на высоком уровне. Ваши действия»


«За последние три месяца показатели продаж вашей команды снизились на 15%. Анализ показывает, что причины не связаны с рынком или продуктом — проблема в мотивации сотрудников. На собраниях менеджеры пассивны, инициативность упала, а планы не выполняет ни один из членов команды. Как будете решать проблему?»


2. Первичное собеседование: фильтруем по ключевым компетенциям

Первая встреча — это возможность отсеять неподходящих кандидатов и сфокусироваться на самых перспективных. Вот что важно обсудить:

  1. Опыт: какие сейлс команды в каких компаниях возглавлял?

  2. Достижения: были ли конкретные цифры роста продаж?

  3. За счет каких усилий и решений такие результаты были достигнуты?

  4. Управленческие навыки: как он планирует и контролирует деятельность сотрудников,

  5. Управленческие навыки: как мотивирует и разрешает конфликты?

  6. Управленческие навыки? какие методы использует для развития компетенций подчиненных


💡 Практика: Задайте открытые вопросы:

  • "Расскажите про сложную ситуацию в команде и как вы ее решили?"

  • "Какие три ключевых метрики вы отслеживаете в работе отдела продаж?"

  • "Как вы строите систему развития сотрудников в своем отделе?

  • «Как отличаете перспективных специалистов от тех, кто не готов расти?"

  • «Расскажите о случае, когда вам пришлось увольнять сотрудника?»



3. Как проверить стиль мышления и руководства: кейсы, кейсы, кейсы

Настоящий руководитель продаж должен уметь анализировать и действовать в сложных ситуациях. Для тех кандидатов, кто прошел во второй тур проведите интервью с решениями управленческих кейсов:


Разберем первый кейс из первого раздела: «Ваша компания продает B2B-решение, и в последние три месяца продажи упали на 20%. Как вы будете разбираться в причинах и что предпримете?»


💡 Что анализировать в ответе кандидата:

  • Стремление и способность работать с аналитикой, какие данные из каких источников ему понадобятся

  • Какие методики анализа использует, понимает ли погрешности их применения

  • Какие подходы декларирует кандидат по результатам проведенного им анализа. На какие решения делает упор.

  • Понимание применимости и последствий принимаемых решений.

  • Навык аргументации принятых решений

  • Твердость в приятии решений, но и готовность к конструктивному диалогу


4. Культурное соответствие: совпадение ценностей

Руководитель продаж не просто генерирует цифры, он формирует корпоративную культуру в своем отделе, транслируя ценности и правила, принятые в компании.


Обратите внимание на следующие важные вещи:

  1. Совпадает ли его подход к управлению с ценностями вашей компании?

  2. Как он адаптируется в новых коллективах?

  3. Как реагирует на нестандартные вызовы?

  4. Как привык взаимодействовать с топ-менеджментом

  5. Как коммуницирует с руководителями смежных подразделений.


💡 Практика: Задайте вопрос: "Если бы вам дали 100% свободы в построении отдела продаж, как бы вы организовали работу и отчитывались бы о результатах?"



5. Итоговая оценка и принятие решения

После всех этапов собеседования сравните кандидатов по ключевым параметрам:

✅ Лидерские качества

✅ Стратегическое мышление

✅ Практические навыки управления продажами

✅ Соответствие культуре компании


Важный момент для принятия итогового решения: будьте готовы к ситуации что разные кандидаты имеют различные оценки по разным разделам, кто-то хорош в аналитике, кто-то демонстрирует глубокой стратегическое мышление, кто-то прекрасно владеет управленческими навыками.


Для повышения качества итогового решения: во-первых, попробуйте сформировать систему сводного рейтинга на базе экспертных оценок. Эксперты – ваши коллеги в топ-менеджменте и возможно приглашенные консультанты. Во-вторых, обсуждайте итоговые оценки в кругу экспертов, не принимайте решение в одиночку — обсуждайте кандидатов с топ-менеджментом и HR, чтобы избежать субъективных оценок.


Заключение: Правильный руководитель отдела продаж — это не просто человек с опытом, а лидер, который сможет привести команду к новым результатам. Грамотно выстроенное собеседование поможет вам найти именно такого кандидата.


💬 А какие вопросы вы задаете на интервью руководителя отдела продаж? Делитесь в комментариях!




 
 
 

コメント


bottom of page